Всякий, кто начинает серьезно изучать  и практиковать йогу, неизбежно столкнется с этим именем  -  Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, или просто Айенгар.  Это имя известного во всем мире  йогина,  гуру-основателя и популяризатора одной из школ хатха-йоги, которая так и называется – Айенгар-йога.  Ему вряд ли удалось бы пройти такой жизненный путь, если бы не глубочайшее понимание истинного величия йоги  как  науки , и  вера в то, что только йога может дать человеку всё, чего он хочет от жизни: физическое и душевное здоровье, взаимопонимание, мудрость, умиротворение и свободу, привести  его к  цельности и неразделенности с самим собой и божественным началом, помочь открыть в себе чувство равновесия и цельности бытия, явить ощущение свободы, вселить спокойствие, неподвластное бесконечным жизненным встряскам.  Всей своей жизнью Айенгар доказал, что йога не является религией или догмой для какой-то одной культуры, хотя и произрастала она на индийской земле – это универсальный путь, открытый для всех, вне зависимости от их происхождения, возможностей и способностей. Он учил, что философия и наука йоги ставят своей целью исследовать человеческую природу, помогая нам научиться реагировать на ежедневные переживания и тяготы жизни. В этом учении жадность, ярость, праздность, чревоугодие, похоть, гордыня и страх не считаются неискоренимыми формами первородного греха, созданными, чтобы погубить все наши надежды на счастье. Скорее всего,  йога рассматривает их как естественные, но нежелательные проявления человеческой натуры. Справиться с ними  можно, не подавляя и не отрицая их существование. Наш образ мыслей далек от идеала, но это не повод для уныния, а бесконечное поле для самосовершенствования и развития осознанности.

Айенгар родился в Индии, когда страну, как и многие другие страны, пожирала инфлюэнца.  Мать вынашивала его, будучи уже тяжело больной, поэтому на свет он появился очень хилым, с тонкими руками, рахитичными ногами и выпяченным животом. Никто не думал, что этот ребенок выживет. Даже держать голову стоило ему неимоверных усилий, так как она была непропорционально большой по сравнению с остальным телом. Вдобавок братья и сестры частенько его дразнили – он был одиннадцатым из тринадцати детей, одним из десяти выживших. В детстве он был болезненным и хрупким, еще мальчиком перенёс тяжелейшие болезни, такие как малярия, тиф, туберкулез, часто им овладевала черная меланхолия и нежелание жить.  Отец его был школьным учителем и умер, когда мальчику исполнилось 5 лет. Их семья принадлежала к касте браминов – потомков священнослужителей, рожденных для выполнения религиозного долга.  Сестру Айенгара выдали замуж за Кришнамачарью, который был знатоком философии и санскрита и много лет провел в Гималаях, постигая йогу. Когда Кришнамачарью пригласил к себе преподавать махараджа из Майсора, он предложил в 1934 году Айенгару, которому тогда было 14 лет, приехать в Майсор, чтобы заняться йогой и поправить здоровье.  Так незаметно изменилась жизнь болезненного мальчика, а потом последовали годы упорного труда. Об этом периоде Айенгар писал: « На этом поприще тело стало моим первым инструментом в постижении йоги. Медленный процесс совершенствования, начавшись тогда, не прекращается и по сей день. Асаны оказали огромный эффект на мое физическое состояние и помогли превратиться из болезненного мальчугана в крепкого и проворного юношу. Мое собственное тело стало образчиком, доказавшим положительное влияние йоги на здоровье».

Айенгар говорит, что йога раскрывает творческий потенциал жизни. Каким же образом? Она создает основу для реализации неисчерпаемых  возможностей на нашем пути, а после приоткрывает завесу тайны над Высшим Вселенским Божественным началом. Свет, который дает йога – это свет жизни, истина в чистом виде, познать которую можно, совершив путешествие внутрь себя.

В 1937 году Кришнамачарья отправил Айенгара в Пуну, преподавать йогу в спортклубе колледжа. В Пуне Айенгар совершенствовал свою практику, проводя по много часов в день в обучении различным техникам и экспериментируя с созданием своих собственных. По мере того, как методы Айенгара совершенствовались, к нему приходило всё больше учеников и слава о нём начала распространяться по всей Пуне и за её пределы.

В 1943 году братья Сундарараджи устроили его брак с 16-летней Рамамани, которая до замужества и понятия не имела о йоге. Однако вскоре она, вобрав в себя суть йоги, стала реальной помощью своему мужу. Она не только заботилась о большой семье (пять дочерей и сын), но и сама начала учить детей йоге. 

В 1975 году Айенгар основал в Пуне «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара», посвятив его памяти своей умершей жены. В 1984 году он официально прекратил преподавание йоги, но продолжает быть активным в мире айенгар-йоги, занимаясь написанием книг. Дочь Айенгара Гита и сын Прашант также получили известность как учителя айенгар-йоги.

Айенгар написал 14 книг, получивших мировое признание. Он ушёл из жизни 20 августа 2014 года в частном госпитале в Пуне.

Айенгар-йога основное внимание уделяет правильному положению тела, чтобы оно могло гармонично развиваться и стать анатомически безупречным. Характерной особенностью метода является статичное выполнение асан с необходимыми опорами. Другой характерной чертой метода является подробное, детальное объяснение каждой позы и индивидуальный подход к каждому практикующему. Айенгар-йога предполагает изучение асан  и пранаям, которые в айенгар-йоге включают в себя все остальные высшие ступени йоги, вплоть до самадхи. Важным аспектом йоги Айенгара является последовательность асан. Айенгар-йога может быть также использована в лечебных целях.

Постепенно «йога Айенгара» распространилась по всему миру, вдохновляя молодых и старых, людей всех слоев общества: они учились приспосабливать  йогическую практику к своему собственному стилю жизни. В настоящий момент это самый распространенный в западном мире вариант  хатха-йоги.