Дабка - восточный мужской танец

 

Дабка - тот вид танца арабского мира, который имеет несколько мест происхождения и везде танцуется по разному.

Поговорим о ливанской дабке. Много дополнительной информации вы можете найти здесь.

Основные ритмы дабки звучат так  " так-дум-дум-дум-так" или "так-дум-так-дум-так"

Появляется старик, у которого в руках дарбука, и несколько мужчин с разными флейтами. Начинает играть музыка. Тут же подскакивают несколько мужчин и женщин, берутся за руки, и начинают танцевать, остальные хлопают в такт танцующим. К ним присоединяется женщина с кувшином на голове, конкурируя с ними. Затем появляются и мужчины с мечами, имитируя в танце сражение. Периодически в центр из линейки выходит танцующий, чтобы показать, насколько он искусен в этом танце. Все это – празднование сезона урожая виноградной лозы, который проходит в ливанской деревни и по сей день. А танец, который на нем исполняют - Дабки - национальный ливанский танец. 


История ливанской дабки 


Есть несколько историй о происхождении дабки. Самая распространенная из них. Ранее ливанцы покрывали крыши своих домов ветвями деревьев, перемешанные с соломой и грязью. Если все это плохо утрамбовать, зимой, в сезон дождей могли образоваться трещены, и грязь начинала стекать в дом. Хозяин дома созывал родственников и друзей, для того чтобы они помогли сделать крышу. Они брались за руки, формировали линию и топтали ногами всю эту смесь, идя по крыше. Для более ритмичных движений, ну и вообще чтобы процесс проходил более веселей, ввели музыку и пение. Дарбука и мижьуиз (флейта) стали основными инструментами для дабки. 
Другая история происхождения этого танца, рассказывает, что во время правления Османской империи на территории Ливана, жители в знак протеста, выходили на дороги и топтали их, чтобы разрушить, тем самым, помешав турецким солдатам добраться до их пристанищ. 
Еще не менее занятная история. Ливанские фермеры подскакивали и топтали землю, для того чтобы сделать ее более плодородной. 
Также есть несколько теорий о том, что на происхождение дабки повлияла турецкая культура, на которую в свою очередь повлияла цыганская. В доказательство тому приводят пример одинаковых песен. Арабская «Ala Ain Moulayiteen», имеет турецкий цыганский аналог «Shashkin». 
Это также танец солидарности и способ выразить национализм. Лидер дабки должен походить на дерево. Гордый, с руками в воздухе, характеризующие оружие, и ногами которые топчут землю, так подчеркивая свою связь с ней. Значение дабки на арабском языке - «топанье ног». Топанье, так же как скачок и удар ногой, являются шагами, которые характеризуют дабки в уникальной манере. Лидеру, который зовется «рас», что означает «голова», разрешается импровизировать в танце, и он или она также вращает носовой платок или вереницу бусинок, известных как масбха (подобный четкам), в то время как остальная часть танцоров держит ритм. В танце также используются вокал, чтобы показать энергию и акцентировать ритм. В последствии к танцующим присоединился и таблист, человек, который пританцовывает вместе с со всеми, но при этом еще и бьет в большой барабан, называющийся – табл. 
Самые распространенные стили дабки в Ливане это - Badawiyye, Baalbakiyye, Houwara, Dalouna. Все стили произошли от песен с аналогичными названиями, под которые исполнялись дабки. Кроме того, есть еще один старый стиль под названием «Askarieh». В этом стиле исполняются достаточно трудные шаги, и не всякий мог его станцевать. Этот стиль исполнялся в середину 50-ых годов, в областях - Besharre, Hermel, Akkar и Bekaa. Также существует дабки Hayzrani. Это танец с палками, символизирующий борьбу. 

 

Костюмы для дабки

 

Костюм для дабки дошел до нас в первозданном виде. Используются национальные цвета страны – красный и зеленый. Мужчины танцуют в широких шароварах – шируэль, рубашке и жилетке. На голову одевается красная шапочка – тарбуш или платок. Костюмы украшаются собственной символикой. Нередко на костюме вышиваются кресты, показывая этим свою религиозную принадлежность. Женский костюм достаточно разнообразен, в отличие от мужского. Это может быть и юбка, и шаровары, и длинный халат. Блузка и жилетка, либо кафтан средней или ниже средней длинны. Платок который повязывается на голову – это наверное единственный обязательный атрибут в женском костюме. На рукава также могут пришиваться маленькие платочки. Также существует некое подобие пояса, но в каждой деревне, свой вариант костюма. Мужчины танцуют в сапогах, а женщины в туфлях на маленьком каблучке, что лучше притопывалось. 
Мужчины в отличие от женщин, танцуют более размашисто и резко. Прыжки более длинные и высокие. В то время когда женщины делают все более плотно, приземисто и скромнее. Есть некоторые движения, которые женщины вообще не делают, они в это время, стоя в сторонке, подтанцовывают, когда мужчины солируют этими движениями. 

 

Современная дабка

 

На сегодняшний день исполняется более или менее гибрид всех деревенских вариантов, который и был сформулирован при братьях Рахбани для фестивалей. Дабки учат с младенчества, и танцуют в каждой семье, собираясь, например, вокруг стола с ливанской mazza (разнообразные ливанские закуски), аракам или вином. Танец претерпел изменения и стал более живым и разнообразным. Ливанские дабки могут исполняться отдельно и мужчинами, и женщинами, и обоими вместе. Его танцуют как на свадьбах и других значимых событиях, так и без повода, просто, когда хорошее настроение. Этот танец живет внутри самих ливанцев. Наверное, нету больше народа на земле, который бы так любил свою национальную музыку и свой национальный танец Дабки. 

Автор статьи: Валерия Дабул